Суббота, 27.04.2024, 04:31

Миякинская детская модельная библиотека

    

Меню сайта
Программы
Виртуальная служба
Краеведение
Мир детства лучший
Мамочкам и папам
О защите детей
Категории раздела
Мои файлы [21]
Наш баннер
Центр
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 1
Пользователей: 3
bibliotekaenebei-ursai, Ilsegul, abdullinafaagul80
Форма входа
Год 2024 в РФ
Год 2024 в РБ
Wi-fi -зона
Внимание конкурс!
Конкурс
Наши книголюбы
ПРОкультура Анонс
Герои-ЗЕМЛЯКИ
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Мои файлы

    «Светлое имя – Акмулла»
    21.03.2016, 13:37

    Миякинский район - родина многих известных в нашей стране  людей . 

             Наши земляки Герои Советского Союза Минигали Губайдуллин, Иван Максимча, Мансур Абдуллин являются  примером отваги и мужества.

             Миякинская земля - родина талантливых поэтов, писателей, журналистов, среди них продолжатель наследия М.Акмуллы, Сафуан Якшигулов, один из основателей башкирской советской литературы Гариф Гумер, талантливый журналист, общественник, поэт и писатель Тухват Янаби, писатели молодого поколения Хакимьян Зарипов, АйдарХалим, Азат Магазов.

             Талантливые артисты прославили не только свой район, но и всю Республику Башкортостан .Это -  народная артистка РСФСР Нурия Ирсаева, народный артист республики Башкортостан  и  Татарстан Айдар Галимов,  народная  артистка Башкортостана Гульсум Хабибуллина, Иршат Валиев, певцы Венер Камалов, Вакиль Мурзин, художники Рашит Имашев, Риф Абдуллин и другие.

             Сегодня мы посвящаем нашу встречу Мифтахетдину Камалетдиновичу Акмулле. ) –выдающемуся  башкирскому поэту-просветителю19 века .

             Акмулла (настоящее имя Мухамедияров Мифтахетдин Мухамедиярович) (1831–1895) прозванный народом Акмуллой ( светлым, правдивым учителем), родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Миякинского района в семье муллы Камалетдина Ишкужина.

             Мифтахетдин был первенцем в семье, но дом, в котором он родился и вырос, представлял собой большую патриархальную семью во главе с дедом, указным муллой - мухтасипом Ишкужой Ишбулдиным. Здесь под одним кровом жили сыновья со своими жёнами, дочери, внуки и внучки Ишкужи; число родных и двоюродных братьев и сестер Мифтахетдина доходило в одно время до 15-ти человек.

             Начальное  образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки.

              Огромное желание побольше знать, получить образование его приводит в Оренбург, затем в далекое Зауралье. Здесь он скитается по башкирским аулам, а через некоторое время едет в город Троицк, чтобы учиться в медресе. Зимой он учился, а летом отправлялся в казахские степи, учить казахских детей.   

             Около 12-13 лет жил в стороне от отцовского дома. Он многое постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера.  Затем вернулся в родную деревню образованным человеком по сравнению с другими односельчанами.

             И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.

              С этой поры начинается долгий путь странствий поэта по свету.

    Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор

             Его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом.

             Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.

             Впервые после Салавата,  Акмулла обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам , к овладению основами наук. Впрочем, не только к своим современникам, но и к нам, своим потомкам, из далекого прошлого обращается поэт в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!», подчеркивая особое место знаний и образования в жизни человека:
    Кто просвещен и ремеслу обучен,
    Тот славен и горд, в общении не скучен,
    Источник мудрости ему доступен,
    А неуч с унижением неразлучен.

    « Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои».[

             Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.  В стихах выражал идеалы добра и справедливости, высмеивал пороки знати.

    Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость.

             Акмулла был истинно народный сэсэн – поэт-импровизатор, мудрец, наставник. Акмулла был всесторонне образованным человеком, познавшим многие науки, владеющим русским,арабским и персидским языками Своим Акмуллу считают и татары, и казахи, и уйгуры, и каракалпаки… Словом, многие тюркские народы.

             Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей.

             Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа. Путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества.

             Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка — наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.

             Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объёму. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или ещё не найдены, или, возможно, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины.

             Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.

             Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 14 (27) декабря 1895 года по дороге из Троицкa в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

             Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмулла — все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

     

      Память :

    Памятник Мифтахетдину Акмулле в Уфе

    На родине поэта — в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 создан Музей М. Акмуллы.

    В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. (Лауреаты премии: Р. Шакур (1989), А. Вильданов (1990), Р. Султангареева (1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г. Шафиков (1995) и др.)

    Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет

    8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в сквере имени Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции.[4]

    В честь поэта названа муниципальная газета Миякинского района — «Аҡмулла төйәге» (башк. «родная земля Акмуллы»).

     

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: библ
    Просмотров: 644 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]